«При наступлении дня Пятидесятницы все апостолы были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как от сильного ветра, и явились разделяющиеся языки, словно огненные, и почили на каждом из них. И наполнились все Духа Святого».
(Книга Деяний Святых Апостолов, глава II, стихи 1 - 4.)

В небольшом доме на окраине Иерусалиме, где собрались двенадцать простых, бедных людей – рыбаков и ремесленников – произошло событие, значение которого для человечества трудно переоценить. Попробуем на минутку перенестись в те далёкие времена, от которых потом весь христианский мир начнет отсчитывать века, и увидим этот День глазами его участников.

В течение пятидесяти дней после иудейской Пасхи – праздника воспоминания перехода через пустыню из египетского плена – евреи устраивали торжества в честь этого события. Но Пасха этого года для учеников Христа наполнилась новым смыслом, ибо их Учитель, преданный на страшную крестную смерть, воскрес из мертвых! Отныне смерть уже не властвует над человеком, ибо Христос победил её, и принес Новую Жизнь, вечное Царство Свое не только в этот мир, но и всем, когда-либо жившим на земле – если они готовы будут принять Его в своем сердце. Так об этом говорится в главном песнопении праздника Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». И послепасхальные дни они провели в великой радости – как и прежде, Иисус снова был с ними, но Его человеческая природа была преображенной. Он вкушал пищу, позволял прикоснуться к своим ранам, и вместе с тем – Иисус проходил сквозь двери, неожиданно для них появлялся и исчезал. Апостолы были обрадованы, что Господь не покинул их навсегда, но они понимали, что уже не будет тихих бесед на берегу геннисаретского озера, что не приступят они, как прежде, с просьбой объяснить трудную притчу. Он говорил им тайнах Божьего Царства, о необходимости хранить любовь и единомыслие, о том, что через сорок дней взойдет на Свой Божественный Престол, но не оставит их одних. Так об этом сказано в Священном Писании: «Вы же оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. Когда же придет Утешитель, Которого пошлю вам от Отца – Дух Истины – Он наставит вас, и напомнит все, что Аз говорил вам. Дана Мне всякая власть на небе и на земле – итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аз же пребуду с вами во все дни до скончания времени. Аминь». (Евангелие от Иоанна, Матфея и Луки). Десять дней после Вознесения апостолы собирались ежедневно для молитвы, и в праздник иудейской Пятидесятницы произошло сошествие на них Духа Святого. Этот день поистине является днем рождения Христианской Церкви. Уже не слабыми человеческими силами проповедовалось Слово Божье, но благодатью Святого Духа, Который до нашего времени пребывает в Церкви и, по слову Спасителя, наставляет нас на всякую истину, жизнь по заповедям и Божией Правде.

Впоследствии апостол Павел говорил об этом так: «Одному дается Духом Святым слово мудрости, другому дар исцелений, иному чудотворения, иному пророчества. Плоды же Духа таковы: любовь, радость и мир. Любовь милосердствует, не ищет своего, не раздражается, всему верит, все переносит. Любовь никогда не перестает». ( I Послание к Коринфянам, XII – XIII глава).

После сошествия на них Святого Духа апостолы обошли всю Римскую Империю, и слово их проповеди сопровождалось многими знамениями, исцелениями и чудесами. И разве не чудо, что двадцать веков спустя мы вспоминаем это событие как одно из важнейших в жизни каждого христианина? Разве не чудо, что Дух Святой, почивший в этот день на апостолах, дается каждому из нас в Таинстве Святого Крещения? Самое великое чудо состоит в том, что миллионы людей – почивших и ныне живущих – благодаря проповеди святых апостолов стали чадами Божьими. Потому мы и празднуем этот день – день, в который родилась Церковь Христова.