Первые три века жизни Церкви основным Её учением была Радостная Весть о победе Христа над смертью, призыв жить по евангельским заповедям. Христиане были гонимы, принять крещение означало поставить себя вне власти императора, вне римских законов, и потому христианские учителя, не мудрствуя лукаво, проповедовали о самом главном – о Новой Жизни во Христе.

 

Но вот императором Константином Великим принят в 313 году Миланский эдикт, разрешающий римским гражданам принимать христианство, а ещё через несколько лет Христианская Церковь приобрела статус государственной. Тысячи и тысячи людей спешили принять крещение, не приняв в сердце Благую Весть, руководствуясь лишь земными интересами – и приносили в Церковь свои заблуждения, свое «человеческое, слишком человеческое». Возникли ереси.

Тогда император Константин Великий, обеспокоенный единством Церкви, созвал Первый Вселенский Собор. Вселенский, потому, что в нем участвовали иерархи и священнослужители всех Поместных Церквей – Римской, Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской. Они сообща исследовали спорные вопросы, выяснили, какое суждение является единым для всех. Были разработаны правила, называемые по-церковному канонами – эти каноны четко отграничивали область христианского богословия от учений, искажающих духовную жизнь.  Была определена общая для всех позиция по важнейшим вопросам.

Всего Вселенских Соборов было семь, они охватывают время от начала IV-го века до конца VIII-го, и решают вопросы как догматического, учительного характера, так и дисциплинарного. О каждом из них написаны тома исследований, монографий и диссертаций, но если быть краткими – все основные положения православной веры определены и установлены на Вселенских Соборах, ими руководствуются все Поместные Церкви.

Раньше угроза для Церкви исходила либо от государственной власти, не склонной вникать в суть христианского учения, либо от языческих философов, часто бессильных перед прямотой Евангелия. Бесплодие языческой религии заставляло Рим прибегать к старому, испытанному средству  - уничтожать противника физически. С признанием христианства внешнее давление прекратилось. Появились волки в овечьих шкурах. Такие люди, имея познания в философии и риторике, много и красиво писали о Христе, выдавая свои умствования за христианское учение. Вселенские Соборы нерушимой стеной встали на пути лжеучителей, и главная роль в защите православия принадлежит, конечно, святым отцам, отстаивавшим чистоту евангельского учения – Афанасию Великому, Григорию Богослову, Максиму Исповеднику и многим другим. Потому и празднует Церковь «Память Отцев Семи Вселенских Соборов».