Да, я обращаюсь к тебе, читающему эти строки – здесь и сейчас. Какая это всё-таки радость – радость человеческого общения! Человеческого. Не обсуждение достоинств разных моделей сотовых телефонов, не перемывание косточек соседям и политическим деятелям.
Чудесный дар – способность людей общаться, обмениваться мыслями. Тратить его на обсуждение похождений поп-звёзд и олигархов – пустое убивание времени, между прочим, еще одного бесценного дара. Есть вещи более важные. Нет, не зарплата! Если твои интересы не поднимаются выше этого, боюсь, дальше тебе будет неинтересно. Но если в твоей душе что-то отзывается на слова: любовь, красота, Вечность, Бог – быть может, нам есть о чём поговорить – здесь и сейчас.
«Я мыслю – следовательно, существую», – сказал философ. Человек – существо разумное и способное познавать. С этим согласны, думаю, все. Но что делает человек, более того – человечество – со своей разумностью? История мира – удивительный сплав иррациональности и хаоса. «Сколько пролито крови, и сколько прольется еще!» - сказал Сергей Есенин, осмысливая путь русского народа. Эти слова актуальны для всей общечеловеческой истории. Крестовые походы, Варфоломеевская ночь, французская революция, сталинские репрессии. Две мировые войны, Холокост, Вьетнам, Афганистан, Чечня, Сербия, Ирак… Хороший багаж для разумного, прогрессивного человечества! Прогрессирующего человечества…
Есть ли смысл в человеческой истории? Ты можешь возразить мне – а каким образом это касается меня? Самым непосредственным.
Ты скажешь, что я консервативен, мыслю устаревшими понятиями и ценностями. Но разве не базируется человеческая мысль на тысячелетиях культурных, социальных и религиозных традиций? Невозможно стать хорошим композитором, не полюбив Моцарта, Чайковского, Рахманинова. Трудно представить себе писателя, незнакомого с творчеством Пушкина, Достоевского, Шекспира и Гёте. Михаил Ломоносов считал, что чтение Священного Писания на церковно-славянском языке облагораживает стиль речи и письма. Величайшие достижения науки имеют под собой фундамент – огромный пласт накопленных поколениями ученых знаний. Но если это закономерно для научной мысли, культуры, философии, то почему жизнь отдельного человека должна основываться на других принципах? Человечество не первый день живет на Земле. Мы сами, наш менталитет и мировоззрение обусловлены контекстом культурно-социальной жизни нашего народа, страны.
Если нет смысла существования человечества, нет смысла существования и каждого отдельного человека. Обессмысливаются самые высокие порывы и достижения. Суета сует, и всяческая суета.
«Зачем родился ты на свет?» - это ключевой вопрос для понимания жизни. «Ешь, пей, веселись!» - скандирует на разные лады современная молодежная субкультура, забывая окончание фразы: ибо завтра умрешь… «А разве могу я умереть – я, Иван Ильич, Ванечка?!». Ведь я - человек! Личность! – вопрошает герой рассказа Льва Толстого. Этот вопрос рано или поздно ставит перед собой каждый из нас, и несчастен человек, поставивший перед собой этот вопрос слишком поздно. А есть ли ответ? Конечно! Покажите мне человека, родившегося в XVIII-м, XIII-м или VII-м веке. Что вы говорите! Они все умерли! Мы тоже умрем. С гениальной простотой сказал об этом Блез Паскаль – математик, физик и религиозный мыслитель XVII-го века: «как ни весела пьеса, конец кровав – горсть земли на голову, и дело с концом». А есть ли выход?
Дети – наше будущее! Многие согласятся с этим. Но мы говорим не о детях, а о тебе. Будет у тебя двое, пятеро детей – да хотя бы и пятнадцать! Жить будут они, а не ты. Личность, которая говорит о себе: «Это я мыслю и существую!» - погаснет навсегда. Или не погаснет?
Христос говорит об этом однозначно: «Ибо Я на то и пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не погиб, но имел жизнь вечную». Что, в данном контексте, означает слово «жизнь»? Не стоит думать, что это бесконечное существование без смерти. Практически все святые окончили свой путь в этом мире, а смерть многих – то есть мучеников – была мучительна. Смерть для христианина – это отпадение от Бога. Отпадение от Бога – единственное реальное зло, которое может ожидать человека. Жизнь, о которой говорит Спаситель, - это Вечность. Вечное бытие в Божестве, и о блаженстве этого бытия человек знает лишь иносказательно – «не видел того глаз, и не слышало того ухо, что приготовил Господь любящим его», говорит апостол Павел.
Но человек свободен – он может и отвергнуть этот дар. Потеряться в супермаркете жизни. Потеряться. Потерять себя. Хочется ведь и того, и другого, и третьего. И чтобы «попроще, без напряга». Но человеческая природа не статична. Если личность не развивается – она деградирует. Если человек не дает пищи своей душе – она умирает. «На мягких подушках не въедешь в Вечность», пел Борис Гребенщиков, но эта мысль прозвучала за двадцать веков до него. «Царствие Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его», учит Христос. А человек, отвергший Жизнь, выбирает смерть. И как страшно будет обнаружить, что смерть – Рубикон, разделяющий бытие и небытие – окажется лишь переходом из одного состояния бытия в другое. И человек окажется один на один с Тем, в чье существование упорно не верил, и ни времени, ни возможности изменить что-то уже не будет – на это давалась земная жизнь. И тысячу тысяч раз он пожелает себе смерти, и она уже не придет к нему, а он, оставленный Творцом наедине с собой, будет вечно созерцать свою пустую душу. Несколько лет одиночной камеры, без книг и общения, могут сломать и очень мужественного человека. Будет ли тебе что сказать самому себе?
Но есть и Вечная Жизнь. Христос пришел, чтобы спасти человека – тебя и меня, и дело Божие, к которому Он призывает всякого – веровать в Него, и в основанную им Церковь. И не только веровать, но стать чадом Церкви. Только в единстве с Богом человек обретает смысл жизни. Только в Церкви человек может достигнуть полноты бытия – а разве это не то, чего желает каждый из нас?