Наверное, любой человек, впервые приходящий в храм, сталкивается с проблемами, которые мы и постараемся осветить в данной статье. Во время моей богослужебной практики мне не раз приходилось сталкиваться с такой аргументацией: я не хожу в храм потому, что не знаю, куда мне встать, к каким иконам подойти в первую очередь, и так далее. Как правило, это люди старшего поколения, выросшие в советское время, им трудно преодолевать стереотипы, сложившиеся годами, а спрашивать неудобно. Об этом и поговорим.
Зайдя в храм, мы трижды крестимся и совершаем поклон в сторону алтаря – это место в передней части любой церкви, где, собственно, и совершается богослужение. Обычно он приподнят на одну или несколько ступеней, чтобы даже человек, стоящий в конце храма, мог видеть все важные моменты службы. Алтарь соединяется с основной частью храма, в которой стоят прихожане, иконостасом – он выглядит как состоящая из нескольких рядов икон перегородка. На иконостасе помещается икона праздника или святого, которым посвящен храм – это может быть праздник Рождества Христова, Казанской иконы Божией Матери или Святителя Николая Чудотворца. Над центральными дверьми в алтарь – Царскими Вратами - икона Тайной Вечери. Также на иконостасе помещаются образы апостолов, пророков, Богородицы и Иоанна Крестителя, обращенные к центральной большой иконе Господа Иисуса Христа.
В начале храма – справа или слева – располагается свечной ящик. Там можно приобрести свечи, иконы, книги для домашней молитвы, а также подать записки с именами: о здравии – для поминания на проскомидии или молебне, и об упокоении – сорокоуст или на панихиду.
На проскомидии при прочитывании имени человека от просфоры – церковного хлебца – священник отщипывает частичку, и в конце службы эти частички за всех поминавшихся людей высыпаются в чашу с Причастием, что символизирует омовение их грехов Божиим милосердием. На проскомидию подаются имена только крещеных православных людей.
Слово молебен само говорит об усиленной молитве, в чине молебна читаются прошения о различных нуждах – благополучном совершении какого-либо дела, о поступлении в институт, о здравии тяжело больного. На молебен можно подавать католиков, старообрядцев, но не атеистов, сектантов или мусульман.
Об упокоении служатся сорокоусты – когда в течение сорока дней за усопшего также вынимаются частички и читаются молитвы. Панихида – заупокойное моление. Совершается, как правило, в дни памяти усопшего: девятый, сороковой день, годовщина, день рождения. Она может, по просьбе родных, быть отслужена на кладбище.
В центре храма, ближе к алтарю, стоит икона праздника – изображение события, память которого отмечается в этот день, или святого. Эта икона может быть общей – изображать праздники сразу нескольких дней. В память чтимых святых – Георгия Победоносца, Сергия Радонежского – кладут для поклонения отдельный образ. Иконы больших праздников лежат подолгу, так как песнопения, им посвященные, поются ещё несколько дней. Празднование, например, Воскресения Христова – Пасхи, длится сорок дней, до Вознесения. На подсвечник перед праздничной иконой свечу ставят в первую очередь.
Перед большим Распятием в любом храме стоит, как правило, столик-подсвечник, называемый кануном. На него ставятся свечи об упокоении, а рядом находится отдельный стол для продуктов, которые, по древней русской традиции, приносят родственники, чтобы и малоимущие прихожане помянули и помолились за их усопших. Поэтому в пакет с продуктами, приносимыми на канун, можно положить записочку с именами.
Обычно в любом православном храме есть один или несколько особо почитаемых образов Пресвятой Богородицы и святых. Важно только помнить, что молимся мы не этой конкретной иконе, а Самому Господу, Богоматери или, например, великомученику Пантелеимону. Перед иконой мы возносим молитву к Тому, Кто на ней изображен. Многие люди получали помощь по молитвам к блаженной Матроне Московской, преподобному Серафиму Саровскому, Оптинским старцам и другим святым, и если у Вас появилось желание поставить им свечу, а образа этого святого в Вашем храме нет, то помолиться можно перед иконой Всех Святых.