Получается, что для большинства наших современников вера в Бога является необязательной добавкой к жизни. Красивые обряды и церемонии, и не более того. Люди не хотят воспринимать христианство как образ жизни, как целостное мировоззрение, потому, что это перевернёт всю их жизнь. Боятся, что придётся всё менять.А хочется попроще, чтобы без напряга. Как выразился один мой знакомый, «я, конечно, верю в Бога, но только не грузите меня вашими проповедями». Вот что пугает нашего современника! Посредственность боится ответственности, к которой обязывает знание, боится задуматься, «загрузиться». Она боится, что если принять веру серьёзно, то придётся отказаться от удовольствий, радостей жизни. Мне хотелось бы разрушить этот стереотип, и показать, что корень основных болезней и проблем современного общества – а это наркомания, преступность, депрессии, психологическая нестабильность – кроется в самой структуре этого общества. На мой взгляд, именно отказ от традиционных нравственных ценностей лишает молодого человека твёрдой почвы под ногами. Воспринимая религию как нечто отжившее, потерявшее свой смысл в современном мире, мы лишаемся очень важного компонента нашей жизни – вертикальной перспективы. Человек не создаст ничего вечного, если сам не надеется жить вечно. Художник, творец не создаст ничего гениального, если не допускает в свою душу божественное вдохновение. Он так и будет руководствоваться лишь сиюминутными выгодами, его нравственные устои размыты, а слова Любовь, Жертвенность, Милосердие, Благородство, Доброта останутся ему непонятны и ненужны, как ненужны дикарю Рахманинов и Андрей Рублёв – это просто выше его понимания.
В условиях современного мира, сломавшего традиционные формы общественного строя, молодые люди часто оказываются легкой мишенью для торговцев наркотиками, политизированных демагогов, лидеров радикальных религиозных сект и преступных авторитетов. Как правило, это старшеклассники, студенты ВУЗов и других учебных заведений, молодые люди, ещё не обзаведшиеся семьёй, начавшие работать, но не определившиеся со своими жизненными приоритетами, не нашедшие пока цели в жизни. Молодые люди танцуют и общаются на вечеринках, а в это время циничные и беспринципные дяди в дорогих костюмах хотят заработать на них деньги. Каким образом? Продавая наркотики, завлекая в тоталитарные религиозные культы – мы все, наверное, встречали странноватых навязчивых людей, которые ходят по домам и распространяют цветастые журналы. Многие соблазняются на лёгкие деньги и идут в преступные группировки, желая быстро разбогатеть. Мне по роду службы иногда приходится провожать этих ребят в последний путь. Как же получается, что вроде бы нормальные, хорошие парни и девушки попадают в эти сети? Наверное, есть определённые черты характера, психологические особенности, обусловленные воспитанием, культурой, предрасполагающие к подобным поступкам. По моему мнению, основы этих проблем коренятся в самой структуре нашего общества, которое и породило конфликт поколений, целую пропасть непонимания между людьми старшего возраста и молодёжью. Собственно, термин это недавний, так как ещё столетие назад молодых людей не выделяли в отдельную часть общества. Конечно, всегда было определённое напряжение между людьми разных поколений, но лишь в двадцатом веке возник целый слой общества со своей культурой, ценностями, мировоззрением. На мой взгляд, это связано, во-первых, с тем, что современный молодой человек чаще всего не обременён необходимостью в поте лица зарабатывать на жизнь; во-вторых, с тем, что и реклама на СМИ, и общественное мнение имеют сильно выраженную гедонистическую направленность. То есть, главным смыслом и оправданием человеческой жизни провозглашается получение удовольствий.
Попробуем дать определение. Моё определение будет неформальным, может быть, излишне субъективным, но оно основывается на фактах, которые во множестве все мы можем наблюдать вокруг. Молодежь. Это уже не дети, но пока трудно сказать в полном смысле этого слова, что они взрослые. Физически человек может быть уже вполне зрелым, метра два ростом и под сто кило весом, но психологически ещё совершенно не готов ко взрослой жизни. Не готов к ответственности, отцовству, материнству, ежедневному упорному труду. У молодых людей, находящихся в группе риска, есть характерные особенности, которые заметны со стороны. Как правило, они достаточно взрослые, чтобы показывать свою независимость, дистанцируясь от старшего поколения, и при этом инфантильны, часто финансово зависимы от родителей, не готовы к созданию семьи. Они хотят выделяться из толпы, но не благодаря каким-то личностным качествам, а с помощью внешних эффектов: экстравагантной одежды, татуировок, пирсинга, эпатажного, шокирующего поведения. Как правило, это учащаяся молодежь, не занятая добыванием хлеба насущного. Неестественно и смешно выглядит шестнадцатилетняя девочка, ярко накрасившаяся, матерящаяся, как сапожник, и всем своим видом пытающаяся показать, что она уже бывалая женщина. Не менее странно смотрятся и попытки доказывать свою взрослость и крутость количеством выпитого спиртного, дорогой одеждой и тому подобными вещами.
Разумеется, молодежь бывает разная. Трудно причислить к группе риска целеустремленного молодого человека лет двадцати пяти, нацеленного на карьерный рост и самореализацию, социально активного, имеющего семью и детей. Формально он подходит под термин молодежь, но реально это взрослый самодостаточный человек. С другой стороны, вокруг полным-полно скучающих, желающих хлеба и зрелищ молодых людей. Это закономерный результат развития общества потребления. Общества, основными ценностями которого являются материальные блага. Современный человек не хочет жертвовать своим временем, способностями, талантом ради ближних. Он хочет получать, но не отдавать. По сути, человек без твёрдых убеждений, даже если ему тридцать или сорок лет – это взрослый ребёнок, который живёт по принципу «бери от жизни всё».
В традиционной культуре человек был с детства интегрирован в социум, в общинную жизнь. Это давало некоторые преимущества: чувство защищенности, легкую адаптацию ко взрослой жизни. Семья включала в себя старших и младших братьев и сестер, бабушек и дедушек, двоюродных и троюродных родственников. Понятие «семья» состояло зачастую из целой общины, насчитывающей 20-30, иногда 50 и более человек. Трудовое воспитание члена традиционного общества также происходило опосредованно. Ребенок пяти-шести лет присматривал за младшими, помогал по дому, в десять лет вполне мог съездить в лес за дровами – вспомним бессмертное некрасовское описание «мужичок с ноготок»! Юноша или девушка 14-16 лет были психологически уже вполне готовы ко взрослой жизни. Как правило, в этом возрасте она и начиналась, а там рождение и воспитание детей, и начало нового цикла.
Эта структура имела, конечно, и свои недостатки, но в целом была весьма устойчива и обеспечивала стабильность и защиту всем своим членам. Ребёнок, а потом подросток, с детства воспитывался в традициях православного благочестия, в трудных жизненных ситуациях мог опереться на опыт старших поколений. Немаловажно, что у каждой верующей семьи, как правило, был духовник – священник, к которому обращались за советом, и авторитет которого был весьма высок в дореволюционной России. Традиции – это ведь в хорошем смысле предрассудки, то есть то, что стало частью мировоззрения не путём рассуждений и логических выкладок, а впитано с молоком матери как непреложные истины. Они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, и обеспечивают преемственность мировоззрения, культуры. Всё это способствовало психо-эмоциональной стабильности юного члена общества. Он знал нравственные алгоритмы, которыми руководствовался в трудные моменты жизни, и это обеспечивало душевное спокойствие и психическое здоровье.
Современный молодой человек перед проблемами и искушениями современного мира оказывается один на один. В сложной этической ситуации ему нелегко сделать правильный нравственный выбор, и это, конечно не способствует его психологической устойчивости. С родителями зачастую душевного контакта нет, и вот юноша или девушка в состоянии внутреннего кризиса совершают ошибки, которые могут негативно повлиять на всю последующую жизнь. Однако и храм не становится местом, в котором молодой человек надеялся бы обрести душевный покой – слишком много стереотипов, зажимов, отрицательных ассоциаций. «Наверное, придётся слишком от многого отказываться, соблюдать множество разных предписаний» - эти мысли отпугивают его – «я ведь хочу жить яркой, активной, разнообразной жизнью». Но никто и не говорит о том, что верующий парень или девушка должны бросить институт и идти в монастырь. Напротив, если человек действительно желает послужить Богу и ближним, он должен учиться как можно лучше, стать профессионалом в своём роде деятельности. Святой Ириней Лионский писал: «Слава Божия – это не громадные соборы, а человек, живущий полной жизнью». Так и человек, наделённый от Бога интеллектом, талантами и сильной волей, благодаря уму и целеустремлённости состоявшийся в жизни, может принести больше добра, чем слабохарактерный и неуверенный в себе. Верующий молодой человек может и должен стремиться к достижению высокого положения в обществе – при условии, что свой социальный статус будет воспринимать не как возможность набить карман, а как ответственность и служение. Не может быть сильного государства без сильной элиты. Недавний опрос общественного мнения – проект «Имя России» – показал, что идеал общественного деятеля – православный святой. Ведь великий князь Александр Невский прославлен в чине Святых Благоверных князей, как и Дмитрий Донской, Даниил Московский. Быть верующим и служить Богу можно не только в рясе, но и в офисном пиджаке, и в Государственной Думе.
Мне хочется просто показать: «Церковь» и «бабушки» – не одно и то же. Между словами «православие» и «средневековье» нет знака равенства. И если человек желает, чтобы в бешеном ритме современной жизни остался в его душе островок стабильности, он должен воспитать в себе независимость мысли. Погружаясь в виртуальный мир, в наркотический дурман, человек уходит из реальности, теряет самого себя. Христианство призывает жить здесь и сейчас, творить добро ближним здесь и сейчас, проявлять сострадание и любовь, активно, деятельно и позитивно менять окружающий мир ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Чтобы не стать придатком к своему желудку, современный молодой человек должен расти интеллектуально, духовно, творчески, он должен быть креативен. Финансовый кризис, депрессии, стрессы, наркотики, тоталитарные секты, преступность – всё это реалии нашего времени, это опасность, угрожающая нам. Чтобы не стать для них лёгкой добычей, мы должны научиться плыть против течения, против попсового, лёгкомысленного отношения к жизни. Мы должны иметь собственное мнение. Но мы не должны забывать и о вертикальном измерении нашей жизни. Будущее в наших руках.