Как мы знаем, ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. По этой причине многие события в жизни еврейского народа, а в особенности предсказания пророков, относились к пришествию Иисуса Христа. Ветхозаветный закон, по словам апостола Павла, был “путеводителем ко Христу” (послание к Галатам 3:24;).


Самым знаменательным событием в истории еврейского народа было его освобождение от египетского рабства при пророке Моисее, за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Запечатлелось оно в празднике Пасхи, отсюда древнееврейское слово “пейсах” — проходить мимо. То есть путь народа Божия из рабства в свете Евангелия и крестной жертвы Спасителя воспринимается как путь каждой человеческой души от рабства греху к Богу.


В знаменательном совпадении смерти и воскресения Господа Иисуса Христа с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть Божие указание на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событиями, о чем обстоятельно пишет св. ап. Павел в своем послании к Евреям. Сопоставим здесь параллельно события обеих Пасх.


Ветхозаветная Пасха (далее В.З.) – заклание пасхального ягненка и спасение еврейских первенцев его кровью (Исх. 12).


Новозаветная Пасха (далее Н.З.) – распятие на кресте Агнца Божия, кровью Которого спасается каждый человек (1 Петр. 1:19).
В.З. – переход евреев через воды Красного моря и избавление от египетского рабства (Исх. 14:22).


Н.З. – крещение в воде и избавление от власти диавола (1 Кор. 10:1-2, смотри также в послании к Римлянам 6-ю и 7-ю главы).
В.З – Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение завета с Богом (Исх. 19).


Н.З. – сошествие Св. Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета (Деяния Апостолов, 2 глава).


В.З – вкушение чудесно посылаемой Богом манны – хлеба небесного (Исх. 16:14).


Н.З. – вкушение Небесного Хлеба — Тела и Крови Христовой на Литургии (Ин. 6 гл.).


ВЗ. – вступление евреев в обещанную их отцам землю (Ис Нав 4).


Н.З – обещание верующим Нового неба и Новой земли, на которых будет обитать правда (2 Птр. 3:13).


Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: Пасха наша — Христос, закланный за нас!


Пасха – это день, когда каждый человек, чья душа еще жива, чье сердце еще может болеть от зла этого мира и радоваться добру, говорит сам себе: остановись, перестань вертеться в суете житейской, как белка в колесе, и задай себе вопрос. А как моё сердце откликнется на призыв Божий? А не растерял ли я в жизни что-то главное? Пасха – это Воскресение Христово. Но не воскреснет Христос в твоем сердце, пока не войдут в твою жизнь Вера, Надежда и Любовь


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!