"От юности Христа возлюбил еси" – одна из самых возвышенных похвал, обращаемых к святому. Величайшее для каждого родителя благо – научить свое чадо от юности любить Бога. Это очень трудная и ответственная работа, поскольку далее, во взрослом возрасте научиться искренне, доверяя себя, любить - гораздо труднее. И если научить ребенка вере в Бога не получилось, для родителей это скорбь и непонимание – что мы делали не так?
Еще совсем недавно, совсем крошечные, наши дети выстаивали рядом с нами, как маленькие свечи, все долгие часы служб, а сейчас в храм не заманишь. Что же случилось? Что и где мы упустили? Как вернуть наших потерявшихся детей?
Думаю, с самого начала стоит внести определенную ясность: простых и легких ответов на эти вопросы вы здесь не найдете, впрочем, как и в любой другой книге или статье. Ведь жизнь гораздо шире и сложнее любой книги.
Прежде, чем искать в своих детях "корень зла", зададим себе такой вопрос - а зачем мы сами ходим на службу? Что мы хотим получить в результате похода в храм? Если возникают "объективные трудности", мешающие пойти на службу, стремимся ли мы сами, преодолевая на своем пути все препятствия, попасть в Божий храм?
Для начала, поставим себя на место ребенка. Полная зависимость от взрослых (до определенного возраста), маленький жизненный опыт, быстрая, по сравнению со взрослым, утомляемость и, конечно, непомерная загруженность учебой.
Но наконец-то наступает воскресное утро. Сначала мягкими уговорами, потом, по нарастающей, попреками, покрикиваниями и даже подчас скандалами вытаскиваем мы из кроватей наших детей и беспощадно ведем их в церковь, с решающим доводом - надо.
Однако, если вам повезло, и вы все же привели упирающегося "младенца" до храма, что он там делает? Он слышит церковнославянское чтение и пение, молитвы, смысл которых родители ему не удосужились объяснить. Отчасти из-за лени, но чаще – потому, что и сами-то не очень углублялись в смысл богослужения. Митрополит Сурожский Антоний приводит в связи с этим такой пример:
«Мы умудряемся превратить в неприятную обязанность то, что могло бы быть чистой радостью. Помню, я как-то, по дороге в церковь, зашел за Лосскими (мы жили в Париже на одной улице). Они собираются, одели троих детей, а четвертый стоит и ждет, но его не одевают. Он спросил: “А я что?” И отец ответил: “Ты себя так вел на этой неделе, что тебе в церкви нечего делать! В церковь ходить – это честь, это привилегия; если ты всю неделю вел себя не как христианин, то сиди дома...” А мы делаем наоборот; мы говорим: ну пойди, пойди, покайся…, или что-нибудь в этом роде. И в результате встреча с Богом делается долгом, необходимостью, а то и просто очень неприятной обязанностью. Это, я думаю, плохо».
Поход в храм – награда! Звучит даже как-то неожиданно, но это правда. А где наше сердце? Горит ли, пламенеет? А может, видя, как мы во время проповеди идем перекинуться парой слов со знакомыми, ребенок следом за нами привыкает к тому, что встречи с друзьями гораздо важнее и интереснее Литургии.
Нужно уяснить себе совершенно определенно: дети очень чутко и остро ощущают наш истинный духовный настрой - как бы мы не стремились его скрыть. Жизнь, полную любви к Богу и ближним они не перепутают с теплохладным отбыванием повинности. И горе нам, если мы ходим в храм по привычке, чтобы показать пример ребенку, или чтобы встретиться с друзьями, а не со Христом. Эту ложь они улавливают и делают для себя соответствующие выводы.
В подростковом возрасте дети пытаются найти свое место в жизни, в обществе – а ведь окружает их не пустота, а весьма яркий, манящий, притягательный мир соблазнов. Целая индустрия развлечений работает на то, чтобы наши дети стали бездумными потребителями видеоигр, чипсов и кока-колы. Чтобы противостоять искушениям, мы должны предложить им не стандартное «молись-постись», а полную впечатлениями реальную жизнь. Что может быть более романтичным и захватывающим для подростка, чем байдарочный поход и ночевка у костра? Поездка на велосипеде в старый монастырь или на рыбалку? А за неспешной беседой у костра, глядишь, сын и поделится самым важным и наболевшим.
Другими словами, в христианской жизни всегда есть место подвигу – не только духовному, но и педагогическому. Нам надо научиться любить своих детей – не на словах, а на деле. Отдавать им часть своей жизни. Тогда, и только тогда ребенок поймет, что его папа вовсе не скучный придаток к телевизору, который в свободное от футбола время еще и морали ему читает, а человек, которым можно гордиться, и к мнению которого надо прислушиваться.
Если мы читаем детям хорошие книги перед сном, приучаем их к серьезной музыке, литературе, смотрим и обсуждаем с ними фильмы, в которых затрагиваются острые жизненные темы, поднимаются вопросы нравственного выбора человека перед лицом испытаний – станет ли наш ребенок безропотным жвачным, которого жаждут из него сделать заправилы шоу-бизнеса? Так в чем же вопрос? Христианское воспитание наших детей не ограничивается стенами храма и воскресной школы – оно начинается с первого «спасибо, мамочка», и продолжается 24 часа в сутки. Они видят то, что мы хотим скрыть, и запоминают те наши слова, которые не должны были слышать. Значит, нам нужно постараться быть всегда на высоте евангельского идеала – это не утопия, а насущная необходимость.
Для подростков вера, жизнь в Церкви – это все или ничего. Возраст такой. Но может быть, нам попробовать решить сначала для себя – а какое место в МОЕЙ жизни занимает вера? Если этот вопрос для нас станет яснее, мы и детям своим сможем рассказать о ней неформально.
Конечно, многие папы и мамы скажут, что это трудно, что это невозможно. Но разве для достижения какой-то другой цели мы не сворачиваем горы, не преодолеваем непреодолимые препятствия, сметая все преграды на своем пути? А здесь-то почему должно быть легче, почему должно быть по-другому? Разве воспитание ребенка не наиважнейшая для родителей задача?
Когда для нас самих христианская жизнь и молитва станут естественными, как воздух; когда мы научимся воспринимать веру и служение Богу как служение ближним; когда мы сами начнем жить яркой, активной, интересной жизнью, а не уныло повторять: «все грех, кругом грех…» – никаких специальных изобретений и ухищрений, чтобы привлечь подростков к Церкви, не понадобится. Они пойдут…, нет, они побегут следом за нами.